Консультация для родителей по закаливанию детей. Консультация для родителей "закаливание детей в домашних условиях". правил закаливания ребенка в домашних условиях

Елена Яргейкина
Консультация для родителей «Закаливание дошкольников»

Консультация

для родителей «Закаливание дошкольников »

Цель :

Ознакомление с приемами закаливания детей в домашних условиях, в условиях детского сада, рекомендациями по проведению процедур закаливания ,

Формирование основ здорового образа жизни.

Каждый родитель хочет , чтобы его ребенок не болел, был крепок и полон сил. Однако под влиянием погодных условий у детей простудные заболевания возникают чаще, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем его организм хуже приспосабливается к перепадам температуры, быстрее переохлаждается или перегревается. Для того, чтобы дети безболезненно переносили любые температурные колебания внешней среды, их необходимо закаливать . Эффективными приемами закаливания детского организма являются естественные природные факторы : воздушные ванны, водные процедуры, солнечные ванны.

Воздушные ванны начинают с первых дней жизни ребенка, когда при смене одежды малыша оставляют на короткое время оставляют раздетым. Начинать воздушные ванны необходимо с проветривания помещения. И если ребенок простудился, то проветривание еще более необходимо. Дети должны достаточное время находиться на свежем воздухе : летом в течение всего дня, весной, осенью и зимой не менее трех часов. При этом надо иметь в виду, что гулять нельзя при прямых солнечных лучах, так как это может иметь негативные последствии для организма : перегрев, обезвоживание. Дневной сон на открытом воздухе повышает устойчивость к просттудным заболеваниям. Необходимо следить, чтобы ребенок находился на участке с зелеными насаждениями, без посторонних запахов дыма, пыли, автомобильных выхлопов.

Водные процедуры оказывают благоприятное влияние на организм ребенка.

Умывание, купание в ванной, мытье рук и ног не только очищают, но и тренируют тело. Начинать процедуры необходимо постепенно, без фанатизма. В начале рекомендованы сухие и влажные обтирания рук от пальчиков к плечам, ноги, живот, спину. Затем начинают частичное обливание частей тела : руки по локоть, ноги. Обливание водой должно начинаться с 33-35 градусов, постепенно доводя температуру воды до 28 градусов. Затем обливают все тело, направляя струю на шею, минуя голову, на плечи, грудь, спину. Продолжительность процедуры 20-30 секунд, после чего тело ребенка быстро вытирают насухо. В теплые летние дни процедуру можно проводить на воздухе, в холодные - в помещении. Хороший эффект для закаливания детского организма , профилактики простудных заболеваний дают контрастные ножные ванны. Суть такой процедуры заключается в следующем : берется одна емкость с горячей водой 38-40 градусов, а другая- с холодной 28-30 градусов. Сначала ноги погружают в горячую воду на одну, две минуты, затем, не вытирая, в холодную на одну, две секунды. Сделав так два, три раза, ноги необходимо растереть полотенцем. Постепенно температуру горячей воды повышают, а холодной понижают.

Летом незаменимым способом закаливания является купание в открытых водоемах. Для начала такой процедуры важным фактором является температура воздуха- 24-25 градусов, а воды - не ниже 22 градусов. После того, как дети адаптируются к купанию, его можно продолжать при понижении температуры воздуха до 18 градусов. После такой водной процедуры важно ребенка обтереть насухо, одеть, поиграть. Прекрасный результат при закаливании организма оказывает морское купание, полоскание морской водой горла, промывание носа.

Трудно переоценить пользу солнца для человека. Одна поговорка гласит

«Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач» . Если часто пасмурная погода, не светит солнце, то у взрослых можно отмечать депрессии, снижение работоспособности. Для маленьких детей отсутствие солнечных лучей может привести к такому заболеванию, как рахит. Однако надо всегда помнить о правиле «золотой середины» , чтобы солнце не принесло вред. Если человек находится под прямыми лучами солнца слишком долгое время, организм перегревается, возможен тепловой или солнечный удар. Принимать солнечные ванны взрослым и детям врачи рекомендуют утром, когда воздух еще сильно не нагрет, а также вечером. Голова должна быть защищена светлым головным убором. После солнечно-воздушной ванны желательно облить ребенка водой или искупать.

Воздушные, водные, солнечные процедуры не только можно и нужно совмещать. Они оказывают многостороннее полезное воздействие на деятельность всех органов и систем растущего организма. Безусловно, нужно отметить, что закаливание должно быть систематично, а не от случая к случаю. Потому, что если человек прекращает процедуры закаливания , то происходит потеря приобретенных защитных сил организма, все нужно начинать с начального уровня. Водные процедуры с детьми можно сочетать с играми, потешками, прибаутками. Например, умывая маленького ребенка, обливая его руки водой, можно проговаривать потешку «Водичка, водичка, умой мое личико…» .

О положительном влиянии закаливания на ребенка можно судить по таким показателям, как хороший аппетит, настроение, реже болеет, простудные заболевания проходят быстро и в легкой форме. Если же процедуры не приносят желаемого результата, то обязательно нужно проконсультироваться с врачом .

Закаливание организма ребенка не только повышает адаптацию к внешним условиям, но и закладывают фундамент здоровья. Привычка к водным, воздушным, солнечным процедурам должна стать потребностями организма на всю жизнь.

Публикации по теме:

Банный буклет был изготовлен для родителей. Цель: расширить представление родителей о способах и видах закаливания водой. Буклет содержит.

Консультация для родителей «Закаливание детей дома» МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «КАЛИНКА» Ступинский муниципальный район КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему:.

Закаливание детского организма А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей. Пусть всегда будет солнце! Родители должны.

Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Основными средствами закаливания.

Консультация для родителей. «Ребенку очень полезно закаливание». Консультация для родителей. «Ребенку очень полезно закаливание». Ребенку очень полезно закаливание. Под ним понимают умение детского организма.

Консультация для родителей:

«Закаливание детей дошкольного возраста»

Закаливание детей дошкольного возраста.

Влияние профилактических мероприятий по закаливанию на здоровье дошкольников.

Описание материала: предлагаю Вам материал по теме «Влияние профилактических мероприятий по закаливанию на здоровье дошкольников». Данный материал будет полезен как младшими, старшим дошкольникам, так воспитателям и родителям.
Цель : напомнить педагогическому составу и родителям о важности проведения всех методов (приемов) при проведении комплекса воздушных ванн.
Задачи:
- повысить качество и эффективность проведения воздушных ванн;
- укрепление здоровья (закаливание) дошкольников, как следствие, повышение посещаемости воспитанников детского сада.

Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы
(В.А. Сухомлинский).

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга.

Консультация для родителей:

«Формирование здорового образа жизни»

Подготовила инструктор по физическому воспитанию ЯковлеваН.Г.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников .

Это важный этап в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении профилактических мероприятий по закаливанию. Бодрящая гимнастика после дневного сна - один из методов сохранения здоровья дошкольника. Приступая к закаливанию детей, следует придерживаться следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья, а также комплексность в

использовании закаливающих процедур.

После дневного пробуждения ребенка, в нервной системе происходит сохранение тормозных процессов, в это время идет снижение как умственной, так и физической работоспособности, резко понижается скорость реакции. Резкий переход из состояния сна к бодрствованию, крайне вреден, поэтому необходимы профилактические мероприятия, связанные с бодрящей гимнастикой после сна. Очень эффективно проводить упражнения под музыку, так как происходит процесс возбуждения в нервной системе дошкольника, то есть полезен внешний окружающий сигнал, поступающий в нервную систему, это не только может быть музыка, но и яркий свет, солнце,

раздвинутые шторы, водные процедуры.

При проведении гимнастики после сна, устраняются последствия вялости, сонливости, идет на подъем результат умственной и физической работоспособности. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер. Поднять настроение и мышечный тонус детей можно с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс бодрящей гимнастики длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.

Таким образом, комплекс воздушных ванн состоит из нескольких частей:

Разминочные упражнения в постели;

Выполнение простого пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика;

Ходьба по «тропе здоровья»;
- подвижные игры в помещении.

Заканчиваться гимнастика может контрастным умыванием лица и рук.

В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую

самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их

последовательность и осознанно выполнять комплекс.

1. Проведение «Тропы здоровья».

2. Сон без маечек.
3. Питьевой режим.
4. Воздушные ванны.


Целью проведения оздоровительной процедуры «Тропа здоровья» является укрепление свода стопы, воздействие на рефлексогенные точки стопы, повышение общей резистентности организма к инфекциям, активизации умственной деятельности.

Процедура проводится перед сном и после сна. Дети в трусиках и маечках босиком проходят по раздражающим поверхностям, продолжительность процедуры 5 минут.

Необходимое оборудование: раздражающие поверхности (ребристая доска, колючий коврик, коврики с нашитыми пуговицами и т.д.).


Воздушные ванны дети получают на утренней гимнастике, на гимнастике после дневного сна.

Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнастикой и тропой здоровья.

Первое время (адаптационный период) дети привыкают находиться в помещении в рубашках. Затем их приучают спать без маечек. По мере привыкания дети переходят к воздушным ваннам в одних трусиках.

Воздушные ванны могут принимать практически все здоровые дети и ослабленные после заболеваний.

Детям с задержкой роста и развития прием воздушных ванн показан особо!

Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и интенсивных. Очень многим из них родители и даже воспитатели не придают особого значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей имеет огромную пользу. В помещении должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закаливания дошкольников.
Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%, пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей недопустимы никакие сквозняки. А вот когда дети на прогулке или в спортзале – обязательное проведение сквозного проветривания.

Комплекс воздушных ванн.

    Гимнастика в постели.


Исходное положение - ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди (не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение. - Исходное положение - лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.


2. Самомассаж.


Воспитатель:
Выпал снег, но вот досада,
Не готовы мы к зиме
Простужаться нам не надо
Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду).
- Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею ладонями сверху вниз).
- А за ними кот идёт, словно к водопою.
(Указательными пальцами растирать крылья носа).
- У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!
(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам).
- Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать!
(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха).


3. Профилактика нарушений осанки.

Лыжник (имитация ходьбы на лыжах).

Заготовим на зиму дрова (встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков).

Мы сейчас бревно распилим,
Пилим- пилим, пилим-пилим
Раз-два, Раз-два!
Будут на зиму дрова.

4. Пальчиковая игра «Снеговик


- Давай дружок, смелей дружок,
- Кати по снегу свой снежок (Показать, как летят снежки) - Он превратится в толстый ком. (Показать руками перед собой большой ком).
- И станет ком Снеговиком.
(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться).
- Его улыбка так светла (улыбаться)
- Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы (« метла»).
- Но солнце припечёт слегка-
Увы, и нет Снеговика.
(Развести руки в стороны)


5. Водные процедуры (умывание прохладной водой). Таким образом, о пользе воздушных ванн известно еще с самых древних времен. Закаливание благоприятно влияет на нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы, так же способствует хорошей работе мышечной и костной систем дошкольника. Происходит нормализация психического состояния - это особо актуально в детском возрасте.

Подготовила Яковлева Н.Г. инструктор по физической культуре.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими и ловкими. А для этого необходимо, чтобы ребенок имел представление о том, что такое здоровье и как его надо беречь; зачем нужны режим, правильное питание; чтобы он понимал пользу утренней гимнастики, подвижных игр, прогулок на свежем воздухе, имел представление о полезных и вредных привычках, понимал необходимость ухода за своим телом и за внешним видом.

При тесном взаимодействии семьи и детского сада мы можем добиться хороших результатов.

В нашем детском саду созданы все условия, отвечающие медицинским и учебно- воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги проводят работу по физическому воспитанию: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, динамические паузы, разнообразные подвижные игры, закаливающие процедуры и т. д.

В выходные дни вы можете проводить работу со своим ребенком дома, чтобы не прерывался процесс укрепления физического здоровья.

С чего начинается ваше утро? Ну конечно же, оно должно начинаться с утренней зарядки! А ваш ребенок делает зарядку? Если нет, мы предлагаем вам начать с сегодняшнего дня! Она не займет много времени, а пользу принесет огромную. Такие занятия способствуют быстрому переходу от сна к бодрствованию, создают положительный эмоциональный настрой, воспитывают потребность в движении и формируют основные двигательные навыки, что очень важно для правильного развития ребенка. Желательно, чтобы вы занимались с ребенком вместе, тем самым подавая пример и демонстрируя заботу о здоровье.

Расти здоровым, малыш!

Закаливание организма.

Одним из эффективных средств укрепления здоровья является закаливание организма, которое способствует снижению заболеваемости и повышению уровня работоспособности детей.

И так, что же такое закаливание организма?

Закаливание – это система мероприятий, которая направлена на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам окружающей среды (изменение температуры, атмосферное давление, магнитные бури и т. д.).

Закаленный ребенок – тот, кто достаточно устойчиво переносит все изменения во внешней среде.

Поэтому закаливание организма ребенка должно стать образом жизни каждой семьи.

Нельзя закалить ребенка раз и навсегда. Его необходимо закаливать постоянно.

Наше здоровье лишь на 20% зависит от экологии и на 50 от образа жизни.

Для укрепления здоровья полезны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней, обладают ярко выраженным тренирующим эффектом, способствуют закаливанию организма.

Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличение выработки тепла и уменьшение теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов.

Способы закаливания.

Традиционные методы закаливания : воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла.

Нетрадиционные : контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ, полоскание горла прохладной водой.

Контрастное воздушное закаливание.

Из теплого помещения дети попадают в холодное.

Хождение босиком.

При хождении босиком происходит укрепление сводов и связок стопы, идет профилактика плоскостопия.

Летом детям предоставляется возможность ходить босиком по горячему песку, по мелким камушкам, шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Контрастный душ.

Самый эффективный метод закаливания в домашних условиях.

После зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38*С в течении 30-40 сек., затем температура воды снижается на 2-3*С, а время обливания сокращается до 20-25 сек. Процедура повторяется 2 раза. Через 1- 1, 5 недели разница температуры воды возрастает до 4-5*С и в течение 2-3 месяцев достигает отметки 19-20 *С.

Полоскание горла прохладной водой.

Это один из методов профилактики заболевания носоглотки.

Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37*С, затем снижается каждые 2-3 дня на 1*С и доводится до комнатной.

Закаливание – это также ряд повседневных процедур , не требующих специальной организации: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке или окне, активные занятия физкультурой, а не только обливание и обтирание.

Закаливание необходимо проводить систематически во все сезоны года, без перерывов и непрерывно постепенно снижая температуру воды. Нельзя начинать с обливания и холодного душа, необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами – обтирание, ножные ванны.

Закаливанию подвергаются область стоп, шея, лицо, вся кожная поверхность тела, слизистая оболочка полости носа и глотки. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и эмоциональное состояние ребенка.

Закаливание воздухом проводят, начиная с выработки привычки к свежему воздуху. По температурным ощущениям различают: горячие воздушные ванны – свыше 30*С; теплые – свыше 22*С; средние – 21-22 *С; прохладные – 17-21*С; холодные 4-13*С; очень холодные – ниже 4*С.

Воздушные процедуры – это прогулки, игры, спортивные занятия на свежем воздухе.

Закаливание водой начинают проводить с влажного обтирания ног. Начальная температура воды должна составлять около 35*С, продолжительность такой процедуры длится от 30с. до 1 мин. Каждые 2-4 дня температуру воды снижают на 1 *. Конечная температура составляет 28*С.

Обливание ног : начальная температура воды около 20*С.

Прохладные ножные ванны: начальная температура воды составляет около 34*С. Каждые 2 дня температуру снижают на 1*С. Конечная температура может составлять 18-28*С. Общая продолжительность процедуры по времени составляет 8-12 мин. Процедуру заканчивают обливанием теплой водой- 36*С.

Обтирание : обнаженного ребенка необходимо обернуть смоченной и тщательно отжатой простыней, после чего тело поверх простыни растирают руками до ощущения им тепла. Простыню убирают, ребенка обливают водой и растирают сухой грубой простыней. Процедура длится от3 до 5 мин., начальная температура воды составляет 33-35*С, постепенно ее снижают и доводят до28*С.

Воздействие на воротниковую зону : ребенка укутывают в махровое полотенце до подмышечной области. Полотенце, смоченное в горячей воде (40*С, прикладывают на воротниковую область на 1-2 мин., затем смоченное в холодной воде (30*С) – на 1 мин. Общая продолжительность процедуры – до 10 -12 мин.

Важно помнить!

Перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и нежелателен.

При проведении процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний (страха, обиды, беспокойства). Это может привести к невротическим расстройствам.

Какой же можно сделать вывод по поводу закаливания?

Если мы хотим видеть ребенка здоровым, необходимо ежедневно проводить закаливающие процедуры.

В минимум закаливания включать воздушные и водные процедуры, правильно подобранную одежду.

Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения- биостимуляторы и адаптогены, которые приспосабливают организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, адаптируют к непривычным условиям среды (черная смородина, шиповник- повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ; морковный сок, яблочный, апельсиновый и др. – обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, выводят из организма токсические вещества, источник витаминов, минеральных солей, микроэлементов; прием витаминов позволяет повысить защитные силы организма) .

Консультация для родителей

«Закаливание детей в домашних условиях»

Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми с больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым.

Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основными правилами закаливания являются следующие:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

2. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

4. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.

5. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

6. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

7. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

8. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Методы закаливания:

1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.

8. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

9. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.


Закаливание в повседневной жизни детей

Первым требованием для проведения закаливания в домашних условиях является создание определенных гигиенических условий: систематическое проветривание помещений, стабильная температура, рациональная одежда детей.

Сквозное проветривание, обеспечивающее бактериальную и химическую чистоту воздуха, проводят кратковременно в течение 5-7 минут в отсутствии детей:

2. перед возвращением с прогулки,

3. во время дневного сна.

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.

Температура воздуха в комнатах детей до трех лет должна быть - +21-23 С; трех-четырех лет - +20-22 С; пяти-семи лет - +19-21 С.

Полоскание полости рта

Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.

Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».

"Рижский" метод закаливания

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

"Дорожка Здоровья" представляет собой полсу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврить для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Обширное умывание

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;

на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

на счет "5" - обтираем лицо и уши.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.

Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время водим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.

Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.

Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:

Ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;

Ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;

Ходьба по сухому коврику;

Ходьба по "Дорожке Здоровья".

Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.

Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.

При сочетание воздушного контрастного закаливания с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А.А.Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновремен­но слизистую оболочку гортани.

Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка

Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. С имметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

г. Лесозаводск

МДОБУ «Детский сад № 12 ЛГО»

«Как проводить закаливание детей дома

Подготовила:

Банина Елена Рашитовна